СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Эмоциональное выгорание педагогов случается быстро, а начинается обычно незаметно. И это неудивительно, ведь работа действительно сложная и ответственная. Причем дело тут не только в трудных или безответственных учениках, на психологическое состояние учителя влияют родители и руководство. Получается, что учитель “зажат” с трех сторон: ученики не слушают, родители требуют внимания, руководство ждет результатов. А в дополнение к этому активно меняется система образования, что тоже вызывает профессиональное выгорание педагога.
Эмоциональное истощение — это одна из форм профессиональной деформации, которая характерна для специалистов, работающих с людьми. Оно проявляется как негативное отношение к рабочим нагрузкам, вызывает изменение психики, поведения и даже физического состояния. Проблема эмоционального выгорания педагога может появиться в любое время, но в начале такой синдром не заметен ни самому учителю, ни его близким.
Выделяют следующие причины эмоционального выгорания педагогов:
- Постоянное общение с людьми.
- Высокая ответственность перед руководством и родителями.
- Чрезмерная эмоциональная и умственная нагрузка.
- Переживание за детей и стремление помогать им в любой ситуации.
- Конфликты с родителями, руководством, с коллегами, споры между учениками.
- Дисбаланс между затраченными усилиями и вознаграждением.
Психологами «Лицея «Туран» Кочеровой М.Т. и Циерт Е.В. 4 ноября был проведен семинар-тренинг по профилактике эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и воспитателей. После динамичной разминки, где коллеги смогли физически расслабиться и наполнить свои энергетические ресурсы, педагоги выполняли упражнения по экспресс-восстановлению внутреннего баланса. Психологи поделились своим опытом, как они восстанавливаются после трудовой недели: говорили о прогулках и сне, об общении с любимой семьей, о тренировках, походах в горы. Упражнение «О ком я забочусь» некоторых педагогов озадачило. Оказалось, что в списке людей, о которых они заботятся, не указали себя, а ведь забота о себе – это залог внутреннего комфорта и душевного равновесия. Тренинг закончился небольшой, но эффективной дзен-практикой, которая позволила педагогам полностью расслабиться и мобилизовать свои эмоциональные ресурсы.
ТАТЬЯНА ДАУТОВА
Новости