Школа «Лицей «Туран»

+7 (727) 392-87-50

392-87-51, 392-87-48

liceum@turan-edu.kz

102 Mynbayeva str., Almaty, Kazakhstan.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

2 ноября 2021 года психологи Кочерова М.Т. и Циерт Е.В. провели семинар – практикум для воспитателей «Особенности психофизиологического развития учащихся начальной школы», ведь в педагогической психологии одно из центральных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. А знание и учет психологических особенностей этого возраста позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах.

К семи годам у ребёнка достаточно сформированы структуры и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Вес мозга детей в этот период составляет 90% веса мозга взрослого человека. Происходит функциональное совершенствование мозга: развивается аналитико-систематическая функция коры. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.  К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы — системы связей, формирующейся при воздействии речевых сигналов (т. е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения). Это находит выражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спрашиваете у ребенка дошкольного возраста, как назвать одним словом «груша, слива, яблоко, абрикос», то некоторые дети вообще затрудняются найти название или им требуется много времени для поисков, а семилетний ребенок без труда находит подходящее слово — «фрукты».

К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушарий, мозг ребенка «левеет», что находит свое отражение в познавательной деятельности. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной. К началу школьного обучения у ребенка увеличивается возможность тормозных реакций. Слово взрослого и собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными, нервные клетки переходят в активность, как у взрослого человека. Такие изменения в физиологических процессах нервной системы дают возможность ребенку участвовать в школьном обучении.

С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, обучающихся в среднем звене, восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс. В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. Учащиеся 2—3- го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме. Если в 1 – 2-м классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе, то уже в 3 – 4-м классах это требуется в меньшей степени.

         В практической части семинара воспитатели решали те или иные ситуации, связанные с учебно-воспитательным процессом в классе.

ТАТЬЯНА ДАУТОВА

Новости

Leave a Comment